Вентиляция торговых помещений

Система вентиляции в торговых помещениях выполняет функции очистки воздуха от пыли и других мелких частиц, локализации и удаления запахов, создания комфортного микроклимата. Вентиляция в торговых залах, магазинах должна быть малошумной, по возможности спрятанной от глаз посетителей и удобной в обслуживании.

вентиляция торговых помещений

Конструктивные особенности

Конструкция системы вентиляции для торговых помещений схожа с конструкцией вентиляции административных, производственных зданий. Однако специфика торговых предприятий определяет некоторые важные, обязательные условия.

Если торговое помещение поделено на несколько магазинов, к каждому из них следует проводить отдельно регулируемый вентиляционный канал. Это позволяет избежать смешивания запахов и устанавливать свой микроклимат в каждом отдельном помещении в зависимости от загрузки.

В торговых центрах обязательно кондиционирование воздуха.

Магазин должен иметь свою, автономную систему вентиляции, даже если он находится в доме, крупном офисном или производственном центре. Не допускается соединение воздуховодов торгового помещения с системой вентиляции всего здания.

Площадь торгового помещения напрямую влияет на то, какой тип системы вентиляции следует устанавливать.

Приточно-вытяжная система вентиляции оснащена вентиляторами, которые дают возможность регулировать подачу и отвод воздуха при любых погодных условиях.

Она может быть дополнена воздухонагревателем, воздухоохладителем, различными фильтрами, осушителями и увлажнителями.

Системы вентиляции позволяют создавать комфортный микроклимат. Такая система подходит для больших торговых залов.

Центральная система вентиляции и кондиционирования воздуха – это разветвленная сеть небольших приточно-вытяжных систем, объединенных между собой. Для охлаждения воздуха используется вода или фреон. Системы охлаждения можн грубо поделить на два основных класса: водяные – чиллер-фанкойл и фреоновые – VRV и VRF системы. Как правило они устанавливаются на крыше здания либо рядом со зданием. Такая централизованная система вентиляции предназначена для зданий, где необходимо отдельно в каждом помещении регулировать микроклимат и чистоту воздуха. Используется, как правило, в крупных торговых центрах, где кафе, рестораны, магазины, в том числе магазины парфюмерии, расположены рядом, и каждый из них представляет отдельное помещение.

система вентиляции торговых залов

Проектирование и расчет

Данные, необходимые для расчета при проектировании вентиляции торговых помещений:

  • Расположение здания, его окон, дверей относительно сторон света, климат. Большую роль играют панорамные окна и крыши.
  • Тип, мощность освещения и теплоприток от него.
  • Наличие оборудования в торговом зале и какое количество тепла оно выделяет во время работы.
  • Функциональность помещения. Будет ли в торговом зале пекарня, кафе, открытая парфюмерия, бытовая химия или другие пахучие товары.
  • Число работников и среднее количество посетителей.

Специфика расчетов вентиляции для торговых помещений в том, что практически не возможно посчитать точное число людей в магазине. Они приходят и уходят каждый по своему желанию в любое время. Для расчетов берут средние принятые значения плотности количества людей для разных типов торговых помещений:

1 человек на 6 кв. метров – для магазинов книг, спорттоваров, техники, электроники, мебели и ювелирных салонов;

1 человек на 5 кв. метров – для всех остальных типов магазинов, в том числе продуктовых.

Количество работников в магазине – фиксированное число. Для супермаркетов также берут среднее значение численности персонала:

1 сотрудник на 100 кв. метров – для продуктового магазина;

1 сотрудник на 160 кв. метров для всех остальных типов магазинов самообслуживания.

Расчет вентиляционной системы состоит из следующих этапов:

  1. Определение параметров наружного воздуха в холодный и теплый период года. Подбор характеристик воздуха в помещении с учетом функциональности помещения.
  2. Расчет потерь тепла через стены, окна, двери, ограждения.
  3. Расчет теплопритока от оборудования, людей, освещения, отопления, от солнца.
  4. Определение количества влаги, которая поступает в воздух от находящихся в помещении людей, горячих продуктов.
  5. С учетом полученных данных определяется значение воздухообмена, необходимого для поддержания оптимальных параметров температуры и влажности воздуха в помещении.
    Отдельно считается воздухообмен для пекарни и кафе, если они предусмотрены в торговом помещении.
  6. Аэродинамический расчет. Он позволяет определить, на сколько падает давление воздуха при прохождении по всем воздуховодам. Это значение влияет на то, с какой скоростью воздух будет подаваться в помещение.

расчет вентиляционной системы торгового помещения

Все расчеты производят отдельно для холодного и теплого времени года. В некоторых регионах в расчет включают и переходный период. Он отличается повышенной влажностью и сильными перепадами температур в течение суток.

После определения необходимых значений приступают к конструированию системы вентиляции. Ее эффективность во многом зависит от того, насколько хорошо будет организован воздухообмен, равномерно ли распределяется воздух по помещению, создается ли комфортный микроклимат.

Для подбора вентиляционного оборудования разработаны специальные программы. Вводятся необходимые параметры, расчетные значения, по которым программа подбирает подходящие друг другу агрегаты.

Монтаж системы вентиляции осуществляется профильной организацией. Составляется календарный план, согласно которому идут строительно-монтажные работы. После полной сборки система вентиляции тестируется при различных нагрузках. При положительных результатах работа по установке вентиляции считается завершенной.