Вентиляция подземных паркингов

Проблема содержания и хранения автомобилей в городах все чаще решается путем организации подземных автостоянок и мест паркинга. В условиях постоянно увеличивающегося количества транспортных средств и нехватки мест для них это оптимальное и устраивающее практически всех решение. Им пользуются владельцы торговых и коммерческих центров, муниципальные власти, которые создают системы содержания автомобилей под городскими улицами, застройщики многоквартирных жилых комплексов.

При всем своем удобстве обустройство подобного места содержания транспорта сопряжено с многими сложностями и важными обстоятельствами. В их числе — вентиляция подземных автостоянок. Это, с одной стороны, нежилые, подсобные пространства, а с другой — места повышенной опасности, что связано с особенностями самих ТС.

«ЭкоЭнергоВент», компания, которая специализируется на разработке и оптимизации вентиляционных решений, напоминает, что подобные помещения по категории пожаро- и взрывоопасности имеют маркировку В1 и П1 (по ПУЭ), если не отягощаются другими требованиями. Венткамеры на паркингах под землей у многофункциональных комплексов, а также вытяжное оборудование относят к классу В2.

Однако общей категоризации недостаточно, ведь подобные автостоянки обустраивают в различных местах, и к проектированию вентсистем нельзя подходить с позиций использования стандартных решений. Вентиляция паркинга должна быть рассчитана под конкретный объект, с учетом всех нюансов окружения и постройки. Именно поэтому нужно, в первую очередь, четко определять группу зданий.

вентиляция подземных паркингов

Категоризация строений и помещений подземных автостоянок

Важно понимать, к какой группе относятся все помещения внутри паркинга, учитывать, как они сообщаются с зонами, не входящими в стоянку и имеющими иное назначение. Уже после этого можно приступать к выбору систем вентиляции.

Все конструкции и помещения можно разделить на условные группы:

  • Въезды на паркинг — изолированные или сообщающиеся с помещениями рампы (на один или несколько путей), шлагбаумный комплекс, управляемые ворота и так далее; их нужно оснащать противопожарной преградой с подпором наружных воздушных масс, дренчерными завесами над дверным проемом и прочими устройствами.
  • Комплексы сообщения автостоянки с другими помещениями — как правило, это тамбур-шлюзы, к которым предъявляют такие же требования, как и к въездам (они нередко объединены в общий блок).
  • Помещения для хранения автомобилей с определенной высотой потолков, которую определяют в соответствии с назначением паркинга (для легковых автомобилей, грузового транспорта, смешанные) — при проектировании нужно учитывать подвесное оборудование, инженерные коммуникации, так как общее расстояние до них должно превышать максимальную высоту ТС минимум на 0,2 м (всего — не меньше двух метров).
  • Вспомогательные зоны — их отделяют от пространства для хранения автомобилей стенами противопожарного назначения, перекрытиями (1 тип) и тамбур-шлюзами с отдельными вентиляционными системами.

Подсобные помещения необходимо рассматривать независимо от общих. Их также делят на группы:

  • входящие в состав стоянки — мойки для транспорта, посты охраны и техосмотра, зоны ремонта и наладки, помещения для обслуживающего персонала и техников, кассовые блоки, диспетчерские, кладовые и санузлы и так далее;
  • не входящие — насосные и дренажные блоки, трансформаторные и дизельные подстанции, вентиляционные камеры с нужным оборудованием для стоянки и всего строения.

В каждом из помещений и конструктивных блоков должна быть своя вентиляционная подсистема. Их особенности регулируют отраслевые и профильные СНИП.

Нормативные требования и параметры вентиляции на подземных паркингах

Классический стандарт, оговаривающий требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию, регулирует, в том числе, проектирование комплексов на подземных парковках. Важно помнить, что аналогичные нормы применяют и для складских помещений, по пожароопасности относящихся к категориям В. Поэтому допустимо объединять их вентиляционные системы в один блок класса В1, при условии что общее количество этажей не будет превышать три. На каждом из этажей необходимо устанавливать клапаны противопожарного нормально-открытого типа.

Система вентиляции паркинга также может быть объединена с аэрообменными комплексами вспомогательных зон, если площадь последних не превышает 200 кв. м и на воздуховодах в установлены противопожарные клапаны. В помещениях, где хранятся автомобили, нельзя устанавливать вентоборудование, на многоэтажных парковках предпочтительна организация нескольких раздельных систем с независимым управлением и так далее. Разработка проектов вентиляционных систем должна «отталкиваться» от параметров, которыми характеризуется комплекс и значений из нормативной документации:

  • количества автомобилей, которые могут одновременно присутствовать в паркинге и двигаться в нем (обычно до 20% от максимально возможного);
  • общей площади паркинга и всех независимых помещений и зон;
  • средней продолжительности времени движения транспорта по парковке — обычно значения находятся в пределах 60-180 секунд;
  • параметров наружной атмосферы, внутренних воздушных масс;
  • особенностей тепловых нагрузок;
  • предельно разрешенной концентрации СО: 20 мг/куб.м для индивидуальных стоянок, 50 для паркингов при офисах или общественных зданиях, 100 — для рамп;
  • расхода вытяжного воздуха на машиноместо — не менее 150 куб.м/час при кратности от 2/час;
  • времени пребывания людей в помещениях;
  • предельных допустимых норм концентрации вредных веществ в удаляемых из паркинга воздушных массах и так далее.

Все вентиляционные системы регламентированы разнообразной нормативной документацией. Техзадание необходимо согласовывать и с заказчиком, и с надзорными инстанциями — строительными, экологическими, контролирующими обслуживание и прочими. В проектную документацию должны быть включены исходные данные для разработки вентсистем, описания используемых решений, а также перечень официальной регламентирующей документации.

Общие строительные нормы нередко вступают в противоречие с требованиями местных властей (особенно этим «грешат» крупные города-мегаполисы и столица). Муниципальные правила Москвы, к примеру, допускают создание общих вентсистем только для стоянок наземного типа, а мойки нужно организовывать в отдельных строениях. На практике проектировщики сталкиваются и с другими несоответствиями в документации, но, к сожалению, ожидать корректировок законодательства в ближайшее время не приходится. Решение вопросов всегда индивидуально и должно, в первую очередь, отталкиваться от задач, которые ставятся перед системой вентиляции.

требования и параметры вентиляции на подземных паркингах

Задачи и условия работы вентиляционных систем для подземных паркингов

Вентиляция подземного паркинга — система, которая обеспечивает поддержание оптимальных и безопасных для людей параметров воздуха, содержания в общей аэросмеси оксида углерода. Также ее важнейшая функция — предотвращение накопления легковоспламеняющихся и взрывоопасных газов в концентрации, которая может привести к проблемам. Необходимо отслеживать содержание СО и не допускать превышения предельных норм. Также перед проектировщиками стоят другие сложные задачи. Необходимо:

  • обеспечить соответствие внутреннего воздуха установленным параметрам в соответствии с назначением помещений и количеством постоянно находящихся там людей (например, на посту охраны);
  • гарантировать защиту от взрывов и пожаров;
  • не допустить загрязнения окружающей среды — должны быть системы контролирования предельно возможных выбросов и устройства для очистки удаляемого из паркинга воздуха;
  • поддерживать оптимальную концентрацию всех элементов в воздушной смеси;
  • учесть плотность населения в районе размещения объекта, тип конструкции (ниже уровня земли, полуоткрытые) и назначение здания, в котором она располагается.

Ключевая задача — обеспечение эффективного и грамотного распределения аэромасс по всем помещениям и территории стоянки. При этом приточный воздух не должен попадать в вытяжные отверстия по кратчайшему «маршруту». Каналы нельзя делать излишне длинными, так как может возникнуть опасность скопления загрязняющих веществ в большом количестве, превышающем допустимые нормы. Решать все задачи приходится «с оглядкой» на условия работы вентсистем и требования к ним.

К примеру, на всех стоянках, расположенных ниже уровня земли, необходимо устанавливать механические комплексы, а на полуоткрытых они могут быть смешанными (с добавлением естественных). Также в помещениях нельзя допускать стратификации масляных паров и газов от выхлопа. Кроме этого, сложной задачей становится обеспечение качества приточных воздухомасс. Вентиляция стоянок автомобилей в крупных городах затруднена из-за качества наружной атмосферы. Необходимо устанавливать дополнительное оборудование для поддержания чистоты воздуха или покупать более мощные очистительные установки, которые могут привести к дополнительным затратам. Решить проблемы эффективности и энергосбережения помогут системы от Ecoenergovent.ru.

Общие принципы организации систем вентилирования на подземных автостоянках

Все воздухообменные системы, которые могут быть установлены на подземных паркингах и стоянках в целом, различаются в зависимости от типа организации аэрообмена. Схема может иметь следующий вид:

  • естественный приток при механической вытяжке;
  • механический приток при естественной вытяжке;
  • полностью механические приточно-вытяжные устройства.

Также вентиляция автостоянок осложняется фактором шума. Для обустройства подземных паркингов нередко применяются материалы с впечатляющими (в плохом смысле слова) звукоотражающими свойствами, и из-за работы вентиляционных установок можно попросту не услышать приближающийся автомобиль. Поэтому, чтобы снизить риск для пользователей парковки, стоит предусмотреть возможность установки шумоглушителей на приточно-вытяжные агрегаты.

Среди других основных конструктивных нюансов обустройства вентсистем стоит упомянуть:

  • установку резервных электродвигателей для установок, чтобы повысить надежность и обеспечить безотказность вентсистемы;
  • расположение выбросных решеток — выше, чем уровень проезжей части/тротуара;
  • оснащение систем датчиками СО — они должны быть равномерно распределены по всей парковке и отслеживать превышение концентрации газа, чтобы можно было регулировать объемы приточно-вытяжных аэромасс;
  • защиту выбросных каналов от влаги — вода и снег не должны попасть в воздуховоды, особенно в вертикальные, соединенные с вентиляторами;
  • обеспечение видимости на стоянках — они нередко освещены слабо, и вентиляция не должна ухудшать положение;
  • поддержку скорости вытяжного воздушного потока — если она сохраняется на уровне не ниже 10 м/сек, то, как правило, можно обеспечивать полноценное рассеивание загрязненных масс в атмосфере;
  • оснащение систем мощными вентиляторами (центробежными, канально-осевыми с прямыми лопатками и другими) — их нужно дополнять направляющими аппаратами, предусмотреть возможность регулирования скорости, тщательно рассчитать мощность.

Если паркинг состоит из нескольких этажей с разным уровнем заполняемости, уместно заложить в проект отдельные системы для каждого из них, которые бы включались/выключались независимо. Выполнение этих и других условий поможет поддерживать необходимый уровень чистоты воздуха. Однако, при организации вентиляции в подземном паркинге есть другие масштабные проблемы — отопление и опасность возгораний и взрывов.

вентилирование на подземных автостоянках

Обеспечение пожаробезопасности и организация отопления в подземных паркингах

Автостоянки всегда выделяют в независимый пожарный отсек. Их может быть несколько, так как нормы оговаривают, что площадь их не должна превышать 3000 кв. м (можно немного превысить значение, если предусмотреть компенсационные мероприятия и согласовать их). Кроме этого, в систему противопожарной защиты и вентиляции обязательно должны быть включены:

  • устройства противодымной защиты, чтобы люди могли безопасно эвакуироваться из здания и паркинга в случае возгорания на начальных стадиях пожара — они должны быть автономными, автоматически управляемыми, устанавливать их надо в каждом отсеке;
  • агрегаты, которые бы удаляли продукт горения: вытяжные устройства должны быть в помещениях хранения ТС, в изолированных рампах, коридорах, подсобных зонах;
  • специальные преграды, которые отделяют отсеки друг от друга.

Кроме традиционных противопожарных систем, сегодня используют импульсные (струйные) установки удаления дыма. К сожалению, из-за недостаточной сертифицированности подобного оборудования, его нельзя использовать также широко, как, к примеру, в Германии, Китае, Великобритании. В нем устанавливаются струйные вентиляторы — осевые, радиальные. Из-за отсутствия в системе традиционных воздухоотводов, продукты горения перемещаются за счет дополнительного импульса в подпотолочный газовый слой.

Отечественный климат вынуждает владельцев паркингов предусматривать и отопительные установки. Чтобы не изменять параметры ветрового воздействия на здание, можно устанавливать на воротах и въездах на рампы тепловоздушные завесы. Наружный воздух, поступающий из-за отрицательного дисбаланса в помещениях и на рампах, при этом будет нагреваться. Внутри паркинга предусматриваются отопительные системы, чтобы нагревать и зоны хранения автомобилей, и подсобные пространства. Они могут быть водяными или воздушными, и создаются отдельно от отопления всего здания.