Вентиляция для подземной парковки

Популярность доступных парковок обусловлена специфическими чертами современной жизни. Постоянно растущее количество автомобилей, пространственные сложности, проблемы с наличием свободных стояночных мест заставляют владельцев торговых центров, офисов или застройщиков жилых домов создавать подземные паркинги. И каким бы простым, с технической точки зрения, ни казалось обустройство крытой стоянки для автомобилей, проблемы создания и функционирования эффективной вентиляции подземной парковки вызывают сложности.

Все помещения, которые входят в общую систему подземной стоянки и нуждаются в вентиляционном обеспечении, можно разделить на следующие виды:

  • въезд на стоянку;
  • помещение, предназначенное для хранения автомобилей;
  • вспомогательные и подсобные комнаты.

Каждое помещение должно иметь вентиляцию индивидуального технического оснащения, которая регулируется отраслевыми и профильными правилами.

Нормативные требования

Подземная парковка является местом повышенной опасности. Дело не только в большом скоплении механических средств, но и в выхлопных газах, которые при повышенной концентрации могут оказать негативное воздействие на здоровье человека. Поэтому проектировка и обустройство стоянки и ее вентиляции проводится в соответствии со следующими нормативными актами:

  • СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  • СНиП «Стоянка автомобилей»;
  • СНиП «Отопление, вентиляция и кондиционирование»;
  • ГОСТ «Требования к воздуху рабочих зон».

Помимо, вышеперечисленных правил в каждом отдельном субъекте страны могут существовать дополнительные требования.

Значение вентиляции парковки и ее основные задачи

Подземная парковка – это одноярусное или многоярусное помещение, которое предназначено для размещения в нем автомобилей. Располагается оно ниже уровня земли и строится в тех местах, где присутствуют существенные пространственные ограничения. Главное отличие подземной парковки от наземной, помимо конструктивных, – это отсутствие как таковых простейших элементов вытяжной вентиляции: сквозных окон, проемов, дверей. Эта особенность располагает к повышенному скоплению внутри помещения вредных выхлопных газов, дымов, влаги и препятствует поступлению свежего воздуха. Поэтому для нормального функционирования подземной парковки, создания необходимых условий для нахождения в ней человека, расчет и обустройство вентиляции является основной задачей строительства в целом.

Вентиляция подземной парковки предназначена для подачи свежего воздуха в непрерывном цикле в помещение и удаление отработанного и загрязненного. При этом паркинг может быть построен в разных местах: под жилым домом, торговым центром, офисом. Эта особенность накладывает свой отпечаток на устройство вентиляции и требует индивидуального расчета при ее проектировании.

Задачи, которые должна решать вентиляционная система подземной парковки:

  • обеспечение соответствия внутренних воздушных масс установленным нормативным требованиям в соответствии с назначением комнат и количеством находящихся в них людей;
  • гарантия защиты от взрывов и пожара;
  • обеспечение защиты окружающей среды от вредного воздействия выхлопных газов автомобилей;
  • поддержание оптимальной концентрации всех элементов, содержащихся в воздухе.

Таким образом, ключевой задачей вентиляции подземной парковки является эффективное и грамотное распределение свежих воздушных масс по всей территории стоянки.

Виды вентиляционных систем

Для того чтобы обеспечить помещения автостоянки необходимым количеством свежего воздуха применяются следующие типы вентиляционных систем:

  1. С принудительной подачей воздуха и естественной вытяжкой.
  2. С естественной подачей воздуха и принудительным его удалением.
  3. С принудительной подачей и вытяжкой.

Чаще всего для обустройства подземных парковок применяется третий вид вентиляции. Это обусловлено тем, что стоянка нуждается в непрерывном воздухообмене, что достигается работой мощных центробежных или канально-осевых вентиляторов. Они могут работать в течение продолжительного времени.

Параметры вентиляции подземных парковок

Вентиляция подземных стоянок объединяет в себя целый комплекс различных устройств, от воздуховодных, до обеспечивающих пожарную безопасность, которые объединены в одну общую, слаженно работающую систему.

При расчете и проектировке вентиляции паркинга берется во внимание следующие параметры:

  • количество автомобильной техники, которая может одновременно находится или двигаться во всем помещении;
  • общая площадь стоянки и всех вспомогательных помещений;
  • среднее время движения автомобиля по парковке;
  • значение и особенности наружной среды, воздушных масс, атмосферы и т.д.;
  • особенности тепловой нагрузки;
  • максимально допустимая концентрация углекислого газа: для индивидуальной стоянки – 20 мг/куб.м., для стоянок под офисами и торговыми центрами – 50 мг/куб.м.
  • расход воздуха на одно машиноместо – не менее 150 куб. м. в час;
  • время пребывания людей в помещениях стоянки, в том числе постов охраны и обслуживающего персонала;
  • предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в удаляемых воздушных массах.

Некоторые конструктивные нюансы обустройства вентиляции подземных стоянок

Подавляющее большинство мощного вентиляционного оборудования, которое используется для принудительного воздухообмена в подземных стоянках, характеризуется повышенной шумностью. Поэтому для того, чтобы снизить негативное воздействие на пользователей стоянкой, предусматривается установка шумопоглотителей на элементы вентиляции.

Кроме того, учитываются следующие конструктивные нюансы:

  • для обеспечения надежности и постоянной работоспособности устанавливаются резервные электродвигатели;
  • выбросные решетки располагаются существенно выше уровня тротуаров и проезжей части;
  • на всей площади стоянки устанавливаются датчики CO, которые призваны контролировать количество углекислого газа на определенных участках парковки;
  • обеспечение защиты воздуховодных каналов от попадания влаги и снега;
  • поддержание постоянной скорости принудительной вентиляции для равномерного распределения воздуха.

Если подземная парковка состоит из нескольких уровней с разной наполняемостью, то при расчете и обустройстве вентиляции необходимо создавать независимые друг от друга системы с раздельным включением.

Противопожарная и противодымная защита

Крытая автомобильная стоянка является местом, где возможность возникновения пожара очень велика. Для того чтобы максимально снизить негативное воздействие продуктов горения на человека, а также на материальные ценности, которые находятся на территории стоянки при проектировке вентиляции предусматривается противодымная защита, состоящая из следующих элементов:

  • промышленные вентиляторы для дымоудаления;
  • противопожарные клапаны;
  • огнестойких воздуховодов;
  • шахт приема дыма.

Противодымная вентиляция подземной парковки блокирует и ограничивает распространение огня, обеспечивая удаление дыма. Работать она должна автономна.

Вентиляция подземной стоянки направлена не на создание комфортных климатических условий, а исключительно для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и защиты его от пожара и дыма. Такой результат возможен только при грамотном расчете и качественном проектировании всей вентиляционной системы, провести которую могут только высококлассные специалисты.